Интересная статья попалась (автор: Надежда Рипинская). Про семейные сериалы, индийское кино (только это, конечно, гораздо больше, чем 1-2 шикарных фильма в год) и актерскую игру детей - все да, в остальном не могу что-либо толком сказать за или против, потому что почти не в теме современных российских фильмов и сериалов (но на отрывки семейных/детективных сериалов и иногда фильмов много раз попадала случайно, когда кто-то другой рядом смотрел телевизор, и по разным причинам некуда было деться, так что впечатлений набралась, и хорошо понимаю автора), и The Middle тоже не видела.
"Поймала себя вчера на мысли: за три секунды, пока перещелкиваю пультом каналы, могу определить по картинке (даже без звука) – российское кино или нет. Наше узнаю безошибочно. Но это не комплимент, совсем нет. Последний месяц наслаждаемся всей семьей просмотром американского комедийного сериала «Бывает и хуже» («The middle»). Наши плохо перевели название, «средние», «обычные» - подошло бы больше. Потому что тут и средний достаток, и средний уровень культуры, интеллекта, средний возраст, средняя Америка (штат Индиана находится в середине карты), тут и обычные проблемы американских семей, живущих, как у нас говорят, в регионах. Проблемы, такие же, как у нас: ипотека, безработица, безденежье, загнанная мама, папа на двух работах, неоплаченные кредиты, школа с идиотскими заданиями, дети с пубертатным периодом, престарелые бабушки на попечении. И мысли, чувства по этому поводу такие же, а если мама паникует, папа ее уравновешивает пофигизмом. Сценарий и игра актеров великолепные. Верю, верю, верю. Узнаем с мужем себя в родителях, дети узнают себя в детях и нас в предках тоже ).
И тут вдруг старшая наша дочь задает вопрос: почему у них дети играют так талантливо, почему ситуации – реально как в жизни (хотя они в Америке, а мы в России), а наши семейные сериалы невозможно смотреть без «оправданий». Типа: ну, это дети, они и не могут уметь играть. Рита иной раз летом попадала на «Папиных дочек», оттуда вывод. Сценарий написан по шаблону «Барбоскиных»: умник, модница, неформалка, спортсменка, малыш. Даже взрослые в «Дочках» ни фига не играют. Почему? Вопрос ответа сразу не нашел.
Но вчера мы посмотрели фильм, который очень далек от «The middle», и он навел меня на мысль. Индийский бестселлер этого года – драма «Дангал». Естественно, скачали из-за Аамира Кхана, который демонстрирует нереальные перевоплощения: показывает героя в 20, в 30 и в 60 лет. При этом для роли 60-летнего Кхану пришлось наесть 30 килограммов (!). Но зато правдоподобие достигнуто невероятное. Про саму игру говорить нечего: Кхан гениален. Сюжет фильма: отец четырех дочерей, бывший чемпион Индии по вольной борьбе, мечтал воспитать сына-спортсмена, который защитит честь страны на Олимпиаде. Но родились только дочери. И папа решил тренировать их, преодолевая порицание всей деревни. В итоге две старшие стали крутыми борцами, призерами международных соревнований, гордостью своей страны (фильм основан на реальной истории).
Но что меня поражает в индийском кино – в том, которое я смотрю, а смотрю я то, где играет и продюссирует-режиссирует Кхан. Они не боятся показывать жизнь общества и семьи такой, какая она есть. С бедностью, патриархальностью нравов, с неравенством мужчин, женщин, возможностей, с унизительной безработицей, невостребованностью, с коррупцией, самоубийствами, давлением на сознание, деформированной системой образования, религиозной пропагандой, и межнациональной и межрелигиозной же рознью. Это еще не все, о чем индусы снимают кино. Есть, конечно, и драмы и мелодрамы с песнями, танцами, слезами – а как же без этого. Много низкопробного кино. Но каждый год – один-два отличных фильма. Без сиропа, без приукрашивания, с замечательными сценариями, режиссурой, актерской игрой. В совершенно разных жанрах, в том числе и в жанре социальной сатиры. Дети-актеры играют отлично, кстати.
«Бывает и хуже» и индийское кино, которое я смотрю, роднит то, что у их создателей нет страха показать бедность, проблемы, реальную жизнь людей, у которых очень мало шансов выбиться из «средних». И все же эта жизнь имеет смысл, ценности, в ней есть любовь, человеческие отношения, дружба, взаимовыручка – все это вызывает симпатию, рождает ощущение общности, единства людей в России, Индии, США, где угодно.
Наше массовое кино о современности на этом фоне смотрится убого (а ведь когда-то именно мы смеялись над индийским кинематографом за его местами наигранную и наивную подачу). Семейные сериалы у нас - либо кальки с зарубежных (а это вообще стыд и позор), либо свой на редкость пошлый и бракованный продукт, тоже, кстати, плагиаторский по сути и гнилой по содержанию (сериал «Родители», допустим, где средняя российская семья изображена в коттедже из двух этажей, родители – успешный архитектор и успешный менеджер, дети – очень воспитанные подростки, про игру лучше молчать совсем). Кино, которое крутит канал «Россия» невозможно смотреть даже в виде трейлеров – стыдно и тошно почти физически. На других каналах ничуть не лучше.
Создается ощущение, что наши сценаристы, продюсеры, режиссеры поголовно боятся и стыдятся российской действительности. Но когда индийским коллегам стыдно за свою действительность, они снимают фильмы вроде «Пикей», «Три идиота», «Родной язык на среднем уровне», «Дангал», «Звездочки на земле», «Дневники Мумбаи», снимают смело, иногда провокационно, иногда немного наивно, но без халтуры. И жизнь немного меняется к лучшему. Во всяком случае, возникают оживленные, а иногда и яростные общественные дискуссии, телешоу, судебные разбирательства, новые законы, дающие свои плоды.
Нашим тоже периодически выделяют бюджет, иначе, как бы они снимали? Хотя на редкость хороший фильм «28 панфиловцев» сняли как раз на деньги собранные общественностью – наверное, поэтому и хороший. Хороший вопреки бюджету. Да, был еще «Левиафан», но это фильм для людей с крепкой психикой, которые не поддаются на провокацию, что лучше не жить вообще, и в России особенно. Про такое кино у меня не хватит сил рассуждать.
Насчет остального у меня есть несколько версий, почему деньги налогоплательщиков тратятся так убого. Первая: киношники боятся жизни в России настолько, что всеми силами лепят «потёмкинские деревни», создавая слюнявый и ходульный параллельный мир. Вторая: существует тайный госзаказ лепить образ благополучной России, где средняя семья живет в коттедже и ездит на джипе. Третья: просто таланты вышли в тираж, сдулись, продались задешево. Осталось только хамское убеждение сценаристов-режиссеров, что зритель все «схавает», блат (иначе как объяснить, что никто играть не умеет?), и желание заработать. Не знаю, бывает ли хуже ситуация для киноискусства, если даже 13-летняя девочка видит, что фильм – фуфло, игра актеров – фуфло, и зрителя держат за лоха. Для меня как зрителя – хуже не бывает".
И тут вдруг старшая наша дочь задает вопрос: почему у них дети играют так талантливо, почему ситуации – реально как в жизни (хотя они в Америке, а мы в России), а наши семейные сериалы невозможно смотреть без «оправданий». Типа: ну, это дети, они и не могут уметь играть. Рита иной раз летом попадала на «Папиных дочек», оттуда вывод. Сценарий написан по шаблону «Барбоскиных»: умник, модница, неформалка, спортсменка, малыш. Даже взрослые в «Дочках» ни фига не играют. Почему? Вопрос ответа сразу не нашел.
Но вчера мы посмотрели фильм, который очень далек от «The middle», и он навел меня на мысль. Индийский бестселлер этого года – драма «Дангал». Естественно, скачали из-за Аамира Кхана, который демонстрирует нереальные перевоплощения: показывает героя в 20, в 30 и в 60 лет. При этом для роли 60-летнего Кхану пришлось наесть 30 килограммов (!). Но зато правдоподобие достигнуто невероятное. Про саму игру говорить нечего: Кхан гениален. Сюжет фильма: отец четырех дочерей, бывший чемпион Индии по вольной борьбе, мечтал воспитать сына-спортсмена, который защитит честь страны на Олимпиаде. Но родились только дочери. И папа решил тренировать их, преодолевая порицание всей деревни. В итоге две старшие стали крутыми борцами, призерами международных соревнований, гордостью своей страны (фильм основан на реальной истории).
Но что меня поражает в индийском кино – в том, которое я смотрю, а смотрю я то, где играет и продюссирует-режиссирует Кхан. Они не боятся показывать жизнь общества и семьи такой, какая она есть. С бедностью, патриархальностью нравов, с неравенством мужчин, женщин, возможностей, с унизительной безработицей, невостребованностью, с коррупцией, самоубийствами, давлением на сознание, деформированной системой образования, религиозной пропагандой, и межнациональной и межрелигиозной же рознью. Это еще не все, о чем индусы снимают кино. Есть, конечно, и драмы и мелодрамы с песнями, танцами, слезами – а как же без этого. Много низкопробного кино. Но каждый год – один-два отличных фильма. Без сиропа, без приукрашивания, с замечательными сценариями, режиссурой, актерской игрой. В совершенно разных жанрах, в том числе и в жанре социальной сатиры. Дети-актеры играют отлично, кстати.
«Бывает и хуже» и индийское кино, которое я смотрю, роднит то, что у их создателей нет страха показать бедность, проблемы, реальную жизнь людей, у которых очень мало шансов выбиться из «средних». И все же эта жизнь имеет смысл, ценности, в ней есть любовь, человеческие отношения, дружба, взаимовыручка – все это вызывает симпатию, рождает ощущение общности, единства людей в России, Индии, США, где угодно.
Наше массовое кино о современности на этом фоне смотрится убого (а ведь когда-то именно мы смеялись над индийским кинематографом за его местами наигранную и наивную подачу). Семейные сериалы у нас - либо кальки с зарубежных (а это вообще стыд и позор), либо свой на редкость пошлый и бракованный продукт, тоже, кстати, плагиаторский по сути и гнилой по содержанию (сериал «Родители», допустим, где средняя российская семья изображена в коттедже из двух этажей, родители – успешный архитектор и успешный менеджер, дети – очень воспитанные подростки, про игру лучше молчать совсем). Кино, которое крутит канал «Россия» невозможно смотреть даже в виде трейлеров – стыдно и тошно почти физически. На других каналах ничуть не лучше.
Создается ощущение, что наши сценаристы, продюсеры, режиссеры поголовно боятся и стыдятся российской действительности. Но когда индийским коллегам стыдно за свою действительность, они снимают фильмы вроде «Пикей», «Три идиота», «Родной язык на среднем уровне», «Дангал», «Звездочки на земле», «Дневники Мумбаи», снимают смело, иногда провокационно, иногда немного наивно, но без халтуры. И жизнь немного меняется к лучшему. Во всяком случае, возникают оживленные, а иногда и яростные общественные дискуссии, телешоу, судебные разбирательства, новые законы, дающие свои плоды.
Нашим тоже периодически выделяют бюджет, иначе, как бы они снимали? Хотя на редкость хороший фильм «28 панфиловцев» сняли как раз на деньги собранные общественностью – наверное, поэтому и хороший. Хороший вопреки бюджету. Да, был еще «Левиафан», но это фильм для людей с крепкой психикой, которые не поддаются на провокацию, что лучше не жить вообще, и в России особенно. Про такое кино у меня не хватит сил рассуждать.
Насчет остального у меня есть несколько версий, почему деньги налогоплательщиков тратятся так убого. Первая: киношники боятся жизни в России настолько, что всеми силами лепят «потёмкинские деревни», создавая слюнявый и ходульный параллельный мир. Вторая: существует тайный госзаказ лепить образ благополучной России, где средняя семья живет в коттедже и ездит на джипе. Третья: просто таланты вышли в тираж, сдулись, продались задешево. Осталось только хамское убеждение сценаристов-режиссеров, что зритель все «схавает», блат (иначе как объяснить, что никто играть не умеет?), и желание заработать. Не знаю, бывает ли хуже ситуация для киноискусства, если даже 13-летняя девочка видит, что фильм – фуфло, игра актеров – фуфло, и зрителя держат за лоха. Для меня как зрителя – хуже не бывает".