I am but mad north-northwest; when the wind is southerly I know a hawk from a handsaw.
Честно скажу, чтобы никого не вводить в заблуждение, что не знаю, как правильно воспитывать детей. По крайней мере – своих, ибо нет опыта (разве что, поколение дворовых детей, с которыми я в свои пятнадцать-семнадцать проводила вместе целые дни, уже выросло, и разлетелось, но до сих пор здоровается при встрече с радостным "а, помнишь, как мы...? ; да и ученики мои всегда держат меня в форме). Но зато я знаю, как их не надо воспитывать, исходя из собственного детства. В основном, мой опыт по этой теме – вспоминатьно-умозрительный и наблюдательный. Если коротко – нет, я не считаю каким-то ужасным криминалом «стандартные» наказания вроде шлепков, но, да, я против таких наказаний для детей. Сейчас объясню, почему. Ну, первым делом, как ни странно, причина будет самая, что ни на есть, прагматичная, а не «ну, да шо вы, как оно можно?!»
И что же?
Физическое наказание – безполезно. В крайнем, ну или, скажем, «лучшем» случае – краткодейственно. Не помню, кто сказал, но сказано со знанием дела: «Я еще не знаю ни одного мальчишки, который бы стал вести себя хорошо после того, как его выпорют». Если наказывать, переходя черту, то это уже будет избиением, и да, может иметь «положительный» результат в поведении из-за большого страха перед наказанием. Опять-таки, до поры до времени. И в таком случае родители потом могут не удивляться полному отчуждению ребенка, которому все делалось во благо. Или тому, почему у него какие-то там отклонения, в семье вроде все нормальные были.
Далее. Несколько раз слышала мнение вроде «меня отец порол, так я вырос человеком». Сказано с одобрением. Такое вполне может быть, я не спорю. Физическое наказание изначально рассматривается в семье (и семьях из круга общения) как нечто совершенно обычное и не воспринимается ребенком как элемент насилия, пусть и с натяжкой. И вот, он, уже своих детей учит таким же образом. Вот тут и могут появиться подводные камни. Ребенок своим восприятием вполне может отличаться от родителей (другой темперамент, более впечатлительный, школьные приятели воспитываются в совсем иной среде, и так далее), и для него такое наказание уже будет целой трагедией, на которую, скорее всего, не обратят внимания. Эффект может быть разный, самый безобидный – то же отчуждение.
То же самое может быть, если ребенка никогда дома никто пальцем не тронул, а потом вдруг он что-то такое сделал, и родители решают, что были неправы в своих взглядах, после чего наказывают физически. И вот этот внезапный «переход» очень опасен. Реакция рухнувших устоев может быть непредсказуемой. От истерики до длительной замкнутости, побега из дома, нервозов, развития депрессии.
Третья причина, которая уже сама собой несколько раз проскальзывала – значительный риск возникновения отчуждения между детьми и родителями. Оно, кстати, может проявиться уже тогда, когда сами родители благополучно забыли о таких методах воздействия. Эта отчужденность может быть незначительной, а может серьезно повлиять на отношения. Откуда бы взяться отчуждению, если человек уже вполне понимает, что родители действительно плохого не хотели, а наказывали так в качестве воспитательного элемента? А все равно. Я думаю так – тут дело в отношении. Почему, если кого-то доведет коллега или взрослый знакомый, его не бьют? Ну, в самых краних случаях бьют, но при этом вполне могут сесть. Или так в ответ получить, что потом лечиться придется. А ребенка вроде как можно. Он и сдачи не даст и как бы вобще свой – тогда пожалуйста. А демонстрация заведомо превосходящей силы всегда пугающа и обидна. Огромный знак неравенства. Пренебрежение. Двойные стандарты. Вы бы стали доверять человеку, который позволил себе вас ударить? А уважать его? Вот и ребенок не будет. Физическую силу могут бояться, но ее не уважают, если приходится испытать ее на себе. Понятное дело, что между родителями и детьми существует определенная "субординация", но нужно ли ее усложнять? Скажу из наблюдательного опыта, что в семьях, где отношения между детьми и родителями самые близкие и доверительные, она сведена к минимуму и практически незаметна членам семьи, и дети там растут на редкость смышленые, познавательно-активные и позитивные. Кстати, в этом пункте мне не совсем понятны аргументы вроде "раньше так всегда воспитывали, и все мы выросли людьми". И что? Еще раньше детей приносили в жертву во благо племени или общины, вернемся к истокам?
В общем, физические наказания в моем понимании – замкнутый круг. Пользы нет. Вред очень даже возможен, самый разнообразный. Замечу, однако, что есть штуки, используемые любящими родителями, которые во много раз хуже физических наказаний. Неуважение тайны ребенка, демонстрация своей неприязни к его друзьм. Запугивание "чужими дядями" и прочими выкрутасами. Запрет встречаться с какими-то «неподходящими» друзьями», запрет участвовать в кружках, секциях, которые «отнимают время от учебы», "моральный шантаж" и так далее. (Вы читали письма уважаемого лорда Честерфильда, которые он, полный искренней заботы, на протяжении жизни писал сыну? Эту жесть я называю "Откуда берутся комплексы" - феерический и, увы, реальный пример морального шантажа, последствия которого были очень печальны.)
Наказание, если уж без него нельзя обойтись, должно приносить пользу. Хотя бы самую элементарную – исправление поведения. Совсем хорошо - осознание вреда или опасности своего проступка. Многие делают вроде вполне приемлемо – за какую-то вину ребенку приходится выполнять «общественные работы». Ну, как-то потрудиться. Как бы – да, с одной стороны волне себе достойно и эффективно. Но побочный эффект велик. Меня бабушка в наказание заставляла заниматься рукоделием. Так что уже до того, как у нас начались уроки домоводства, я это дело терпеть не могла - воспринимала как наказание. Потом еще милые учителя домоводства окончательно закрепили во мне это чувство. И сейчас – пришить что-то... Да, я вполне могу, но это так неприятно! А вязать... ну уж нет! Сразу возвращаются ощущения – виновата, садись и занимайся рукоделием! Некоторые, знаю, в наказание заставлют читать. Лелея при этом двойную пользу - дитя еще и знания приобретет. Результат можно себе представить, не обладая даже обширным воображением. Тут остается только уповать на исключения из правил. Возникает вопрос – что же делать тогда? По большому счету, только в идеале дети ангельски послушны, а на самом деле – частенько шалят, не слушаются, могут нагрубить, подраться и так далее. О, я очень хорошо знаю, как дитя с милой рожицей может довести до белого каления в считанные секунды. У меня таких в лагере был воз и тележка - от семи до десяти лет (причем, несколько с гиперактивностью). Капризы или драки грозили быть исключенным из очереди "кто пойдет со мной до столовой за руку" (курьез был в том, что одна девочка десяти лет была выше меня, но очередь свою никому не уступала). На две руки зараз могли идти четыре человека - туда и обратно по два. Если не помогало, считала до десяти, чтобы успокоиться и не психануть, и тогда уже действовала по обстоятельствам. Игнор, например, обычно отрезвлял очень хорошо. Я так и говорила: "У меня больше нет настроения играть и что-то интересное для вас придумывать, потому что я расстроена тем, что вы сделали", - и оставалась в роли наблюдателя. Ничего страшного не случится, если дети будут знать, что взрослые могут расстраиваться, бояться и обижаться, так же как они - эти чувства им понятны. Ребенок любит родителей безотчетно (чаще родители, вкладывая в дитя какие-то свои амбиции, могут нарушить естественный ход своих чувств). Мысль о том, что его поступок расстроил расстроил тех, кого он любит - маму, папу, старшую сестру, учителя - уже само по себе является наказанием для совести. Главное не спустить тормоза и не переусердстовать. Истерика, ор, ругательтсва - пагубное зрелище для детского восприятия.
Как бы то ни было, явные капризы, драки, проявления жестокости, нарушения твердых (но разумных) запретов без внимания ни в коем случае оствалять нельзя. Другой вопрос - чем они вызваны? Если ребенок задирист не в меру, стоит подумать - не грешат ли агрессией отношения в семье? Если родители одноклассника вашего ребенка возмущены тем, что он говорит гадости об их сыне или дочери, прежде, чем призывать виновника к ответу, желательно вспомнить, не позволяли ли вы себе вслух обсуждать эту семью в нелестном тоне. Дети видят - дети повторяют. (Рекомендую посмотреть ролик по ссылке, если кто не видел - очень показательно). Метода воспитания совершеннее и опаснее, чем собственный пример еще не придумали. Самое "интересное" в том, что некоторые вбивают в ребенка мысль о то, что нельзя драться и причинять боль другим! "Нет ли здесь противоречия?". Однако, возвернемся к конкретной стороне проблемы. Вполне логично, что ребенок, сделав неприятное или непозволительное (запреты, повторюсь, должны быть разумны), тоже испытает неприятные ощущения и будет знать, что плохой поступок имеет плохие последствия. Вполне приемлимым наказанием я считаю лишение ребенка каких-то привилегий и благ – телевизора, интернета, лакомства, похода в кино. Если, конечно, ребенок какого-то события с нетерпением ждал целый год, то все же не надо лишать его возможности принять в нем участие, есть и другие дни для оставления "без удовольствий", которые тоже непременно окажут свое действие. "Лекции", о которых многие отзываются столь пренебрежительно - тоже средство, и средство отличное! Но многие из нас знают из опыта, что лекция лекции рознь. Мы засыпаем в аудитории одного профессора, и торопимся занять первые места у кафедры другого. "Ты не должен так делать, потому что это плохо", растянутые на двадцать минут - это всего ли выброшенные двадцать минут. Примеры из жизни, ирония, экспрессиия, обращение за советом к самому ребенку... Если дитя только что пыталось открутить коту хвост, почитайте ему Хэрриота. Средств так много, стоит лишь не полениться выбрать. Кстати, поощрение иногда тоже может быть весьма действенным наказанием. Как-то раз я с папой была в магазине и исключительно любопытства ради стащила оттуда пирожок и стрескала без особого аппетита. Я знала, что делать так - очень нехорошо, но меня побуждал какой-то необъяснимый азарт - а что будет, если...? И все бы ничего, но... впрочем, я не думаю, что папа это заметил, но ему в голову как-то тоже пришло купить этих самых пирожков. И один он дал мне - пожевать по дороге. Надо ли говорить, что он и в горло мне не полез? А чужого я больше никогда не брала, даже тогда, когда с деньгами стало совсем туго, и мы днями сидели на хлебе с луком.
Вобще, воровство в глазах родителей - страшный проступок. И это совершенно понятно. Если уж он уже сейчас встал на скользкий путь... И в фильмах, и в книгах, да и пару раз в жизни мне доводилось слышать: "Узнаю, если что украл - убью". Не буду вдаваться в подробности того, как действуют подобные сентенции, высказанные в присутствии ребенка, оно и так понятно, но факт остается фактом - расплата за воровство часто бывает сурова. Знакомая рассказывала мне, как мать избила ее за то, что соседка пожаловалась ей, будто ее дочь ворует у нее почту. Она и впрямь была застигнута на месте преступления! Да только соседкина газета была у нее в руках потому, что попала в их ящик по ошибке, девочка просто хотела отнести ее соседке. Ребенок был еще слишком мал, чтобы перебороть испуг и суметь вовремя все объяснить - да ее и не слушали. Но мы ведь помним о презумпции невиновности?
Ну и еще. Раньше в комментариях возник вопрос, что имеется ввиду – физические наказания в семье или в школе? Надо было, конечно, сразу пояснить, что речь идет о семье. Просто, применение таких наказаний в школе кажется мне столь диким, что даже не пришло в голову это рассматривать. Хотя, опять-таки - вполне распространено во многих странах даже сейчас. Тоже уверена, что ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае просто не вредит. Правда, вспоминаю вот, любимого актера, которому в британской школе доставалось только так от учителей (там это было принято). И чего? Судя по тому, что таким наказаниям он подвергался много раз, он так и продолжал свои проделки. И потом чудил за здорово живешь. Так что, никакого положительно-исправительного эффекта это не дало. По счастью, товарищ оказался человеком, из которого жизнерадостность не выбьешь. Но такие далеко не все. Впрочем, я по-любому не пойму, почему, имея знания о детской психологии и этапах развития, педагоги во многих странах по-прежнему поддерживают законы о применении физических наказаний в школе. Разве что, там действительно какой-то совершенно отличный от нашего менталитет в этом смысле. Однако, рассуждать об этом я вряд ли могу, так как не столь глубоко разбираюсь в особенностях менталитета этих государств.
Но в заключение вернемся к семье. Опять-таки - вникать в воспитание, причины и следствия поступков, объяснять, приводить примеры - это тот же дополнительный труд. Проще наорать или дать леща, чтоб неповадно было. Родителями нужно учиться быть. Как и учиться всему новому. Не принебрегать литературой по психологии и развитию, фильмами на эту тему (есть потрясающе интересные и столь же полезные - одни "Звездочки на земле" чего стоят - целый клад полезных знаний, да еще снятый так, что смотришь, и не оторваться!) внимательно наблюдать за особенностями характера своего ребенка и анализировать. Активный от природы не будет часами сидеть над паззлами, как бы того не хотели спокойные родители. Принуждение и наказания в данном случае лишь катализатор дополнительных неприятностей. Можно поразмыслить и поискать безопасные варианты применения энергии - советов этому в интернете, библиотеках и книжных магазинах очень много. Но, бывает, слышу: "мне ничего такого не надо, я лучше всего знаю, как воспитывать своего ребенка". Аргумент из категории "Вау!". Человек сам лучше любого знает свое тело, но чтобы стать умелым гимнастом, надо изучать упражнения и терпеливо тренироваться, иначе можно пару раз как следует растянуть связки и на том остановиться. Важно помнить, что в большинстве случаев желание ударить - это всего лишь желание ударить. Реакция на раздражитель, где раздражителем выступают проступки ребенка или испуг за него. Трудно представить, что родитель без отклонений сознательно захочет причинить боль своему ребенку, даже и "за дело". Так что известное "семь раз отмерь" тут тоже очень даже действует. Считаем до десяти, вникаем и разбираемся. Времени будет затрачено не намного больше, чем на то, чтобы наподдать ребенку, а вот пользы получится в разы больше. Не говоря уже о сохранении уважения и доверия между родительями и детьми.
И что же?
Физическое наказание – безполезно. В крайнем, ну или, скажем, «лучшем» случае – краткодейственно. Не помню, кто сказал, но сказано со знанием дела: «Я еще не знаю ни одного мальчишки, который бы стал вести себя хорошо после того, как его выпорют». Если наказывать, переходя черту, то это уже будет избиением, и да, может иметь «положительный» результат в поведении из-за большого страха перед наказанием. Опять-таки, до поры до времени. И в таком случае родители потом могут не удивляться полному отчуждению ребенка, которому все делалось во благо. Или тому, почему у него какие-то там отклонения, в семье вроде все нормальные были.
Далее. Несколько раз слышала мнение вроде «меня отец порол, так я вырос человеком». Сказано с одобрением. Такое вполне может быть, я не спорю. Физическое наказание изначально рассматривается в семье (и семьях из круга общения) как нечто совершенно обычное и не воспринимается ребенком как элемент насилия, пусть и с натяжкой. И вот, он, уже своих детей учит таким же образом. Вот тут и могут появиться подводные камни. Ребенок своим восприятием вполне может отличаться от родителей (другой темперамент, более впечатлительный, школьные приятели воспитываются в совсем иной среде, и так далее), и для него такое наказание уже будет целой трагедией, на которую, скорее всего, не обратят внимания. Эффект может быть разный, самый безобидный – то же отчуждение.
То же самое может быть, если ребенка никогда дома никто пальцем не тронул, а потом вдруг он что-то такое сделал, и родители решают, что были неправы в своих взглядах, после чего наказывают физически. И вот этот внезапный «переход» очень опасен. Реакция рухнувших устоев может быть непредсказуемой. От истерики до длительной замкнутости, побега из дома, нервозов, развития депрессии.
Третья причина, которая уже сама собой несколько раз проскальзывала – значительный риск возникновения отчуждения между детьми и родителями. Оно, кстати, может проявиться уже тогда, когда сами родители благополучно забыли о таких методах воздействия. Эта отчужденность может быть незначительной, а может серьезно повлиять на отношения. Откуда бы взяться отчуждению, если человек уже вполне понимает, что родители действительно плохого не хотели, а наказывали так в качестве воспитательного элемента? А все равно. Я думаю так – тут дело в отношении. Почему, если кого-то доведет коллега или взрослый знакомый, его не бьют? Ну, в самых краних случаях бьют, но при этом вполне могут сесть. Или так в ответ получить, что потом лечиться придется. А ребенка вроде как можно. Он и сдачи не даст и как бы вобще свой – тогда пожалуйста. А демонстрация заведомо превосходящей силы всегда пугающа и обидна. Огромный знак неравенства. Пренебрежение. Двойные стандарты. Вы бы стали доверять человеку, который позволил себе вас ударить? А уважать его? Вот и ребенок не будет. Физическую силу могут бояться, но ее не уважают, если приходится испытать ее на себе. Понятное дело, что между родителями и детьми существует определенная "субординация", но нужно ли ее усложнять? Скажу из наблюдательного опыта, что в семьях, где отношения между детьми и родителями самые близкие и доверительные, она сведена к минимуму и практически незаметна членам семьи, и дети там растут на редкость смышленые, познавательно-активные и позитивные. Кстати, в этом пункте мне не совсем понятны аргументы вроде "раньше так всегда воспитывали, и все мы выросли людьми". И что? Еще раньше детей приносили в жертву во благо племени или общины, вернемся к истокам?
В общем, физические наказания в моем понимании – замкнутый круг. Пользы нет. Вред очень даже возможен, самый разнообразный. Замечу, однако, что есть штуки, используемые любящими родителями, которые во много раз хуже физических наказаний. Неуважение тайны ребенка, демонстрация своей неприязни к его друзьм. Запугивание "чужими дядями" и прочими выкрутасами. Запрет встречаться с какими-то «неподходящими» друзьями», запрет участвовать в кружках, секциях, которые «отнимают время от учебы», "моральный шантаж" и так далее. (Вы читали письма уважаемого лорда Честерфильда, которые он, полный искренней заботы, на протяжении жизни писал сыну? Эту жесть я называю "Откуда берутся комплексы" - феерический и, увы, реальный пример морального шантажа, последствия которого были очень печальны.)
Наказание, если уж без него нельзя обойтись, должно приносить пользу. Хотя бы самую элементарную – исправление поведения. Совсем хорошо - осознание вреда или опасности своего проступка. Многие делают вроде вполне приемлемо – за какую-то вину ребенку приходится выполнять «общественные работы». Ну, как-то потрудиться. Как бы – да, с одной стороны волне себе достойно и эффективно. Но побочный эффект велик. Меня бабушка в наказание заставляла заниматься рукоделием. Так что уже до того, как у нас начались уроки домоводства, я это дело терпеть не могла - воспринимала как наказание. Потом еще милые учителя домоводства окончательно закрепили во мне это чувство. И сейчас – пришить что-то... Да, я вполне могу, но это так неприятно! А вязать... ну уж нет! Сразу возвращаются ощущения – виновата, садись и занимайся рукоделием! Некоторые, знаю, в наказание заставлют читать. Лелея при этом двойную пользу - дитя еще и знания приобретет. Результат можно себе представить, не обладая даже обширным воображением. Тут остается только уповать на исключения из правил. Возникает вопрос – что же делать тогда? По большому счету, только в идеале дети ангельски послушны, а на самом деле – частенько шалят, не слушаются, могут нагрубить, подраться и так далее. О, я очень хорошо знаю, как дитя с милой рожицей может довести до белого каления в считанные секунды. У меня таких в лагере был воз и тележка - от семи до десяти лет (причем, несколько с гиперактивностью). Капризы или драки грозили быть исключенным из очереди "кто пойдет со мной до столовой за руку" (курьез был в том, что одна девочка десяти лет была выше меня, но очередь свою никому не уступала). На две руки зараз могли идти четыре человека - туда и обратно по два. Если не помогало, считала до десяти, чтобы успокоиться и не психануть, и тогда уже действовала по обстоятельствам. Игнор, например, обычно отрезвлял очень хорошо. Я так и говорила: "У меня больше нет настроения играть и что-то интересное для вас придумывать, потому что я расстроена тем, что вы сделали", - и оставалась в роли наблюдателя. Ничего страшного не случится, если дети будут знать, что взрослые могут расстраиваться, бояться и обижаться, так же как они - эти чувства им понятны. Ребенок любит родителей безотчетно (чаще родители, вкладывая в дитя какие-то свои амбиции, могут нарушить естественный ход своих чувств). Мысль о том, что его поступок расстроил расстроил тех, кого он любит - маму, папу, старшую сестру, учителя - уже само по себе является наказанием для совести. Главное не спустить тормоза и не переусердстовать. Истерика, ор, ругательтсва - пагубное зрелище для детского восприятия.
Как бы то ни было, явные капризы, драки, проявления жестокости, нарушения твердых (но разумных) запретов без внимания ни в коем случае оствалять нельзя. Другой вопрос - чем они вызваны? Если ребенок задирист не в меру, стоит подумать - не грешат ли агрессией отношения в семье? Если родители одноклассника вашего ребенка возмущены тем, что он говорит гадости об их сыне или дочери, прежде, чем призывать виновника к ответу, желательно вспомнить, не позволяли ли вы себе вслух обсуждать эту семью в нелестном тоне. Дети видят - дети повторяют. (Рекомендую посмотреть ролик по ссылке, если кто не видел - очень показательно). Метода воспитания совершеннее и опаснее, чем собственный пример еще не придумали. Самое "интересное" в том, что некоторые вбивают в ребенка мысль о то, что нельзя драться и причинять боль другим! "Нет ли здесь противоречия?". Однако, возвернемся к конкретной стороне проблемы. Вполне логично, что ребенок, сделав неприятное или непозволительное (запреты, повторюсь, должны быть разумны), тоже испытает неприятные ощущения и будет знать, что плохой поступок имеет плохие последствия. Вполне приемлимым наказанием я считаю лишение ребенка каких-то привилегий и благ – телевизора, интернета, лакомства, похода в кино. Если, конечно, ребенок какого-то события с нетерпением ждал целый год, то все же не надо лишать его возможности принять в нем участие, есть и другие дни для оставления "без удовольствий", которые тоже непременно окажут свое действие. "Лекции", о которых многие отзываются столь пренебрежительно - тоже средство, и средство отличное! Но многие из нас знают из опыта, что лекция лекции рознь. Мы засыпаем в аудитории одного профессора, и торопимся занять первые места у кафедры другого. "Ты не должен так делать, потому что это плохо", растянутые на двадцать минут - это всего ли выброшенные двадцать минут. Примеры из жизни, ирония, экспрессиия, обращение за советом к самому ребенку... Если дитя только что пыталось открутить коту хвост, почитайте ему Хэрриота. Средств так много, стоит лишь не полениться выбрать. Кстати, поощрение иногда тоже может быть весьма действенным наказанием. Как-то раз я с папой была в магазине и исключительно любопытства ради стащила оттуда пирожок и стрескала без особого аппетита. Я знала, что делать так - очень нехорошо, но меня побуждал какой-то необъяснимый азарт - а что будет, если...? И все бы ничего, но... впрочем, я не думаю, что папа это заметил, но ему в голову как-то тоже пришло купить этих самых пирожков. И один он дал мне - пожевать по дороге. Надо ли говорить, что он и в горло мне не полез? А чужого я больше никогда не брала, даже тогда, когда с деньгами стало совсем туго, и мы днями сидели на хлебе с луком.
Вобще, воровство в глазах родителей - страшный проступок. И это совершенно понятно. Если уж он уже сейчас встал на скользкий путь... И в фильмах, и в книгах, да и пару раз в жизни мне доводилось слышать: "Узнаю, если что украл - убью". Не буду вдаваться в подробности того, как действуют подобные сентенции, высказанные в присутствии ребенка, оно и так понятно, но факт остается фактом - расплата за воровство часто бывает сурова. Знакомая рассказывала мне, как мать избила ее за то, что соседка пожаловалась ей, будто ее дочь ворует у нее почту. Она и впрямь была застигнута на месте преступления! Да только соседкина газета была у нее в руках потому, что попала в их ящик по ошибке, девочка просто хотела отнести ее соседке. Ребенок был еще слишком мал, чтобы перебороть испуг и суметь вовремя все объяснить - да ее и не слушали. Но мы ведь помним о презумпции невиновности?
Ну и еще. Раньше в комментариях возник вопрос, что имеется ввиду – физические наказания в семье или в школе? Надо было, конечно, сразу пояснить, что речь идет о семье. Просто, применение таких наказаний в школе кажется мне столь диким, что даже не пришло в голову это рассматривать. Хотя, опять-таки - вполне распространено во многих странах даже сейчас. Тоже уверена, что ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае просто не вредит. Правда, вспоминаю вот, любимого актера, которому в британской школе доставалось только так от учителей (там это было принято). И чего? Судя по тому, что таким наказаниям он подвергался много раз, он так и продолжал свои проделки. И потом чудил за здорово живешь. Так что, никакого положительно-исправительного эффекта это не дало. По счастью, товарищ оказался человеком, из которого жизнерадостность не выбьешь. Но такие далеко не все. Впрочем, я по-любому не пойму, почему, имея знания о детской психологии и этапах развития, педагоги во многих странах по-прежнему поддерживают законы о применении физических наказаний в школе. Разве что, там действительно какой-то совершенно отличный от нашего менталитет в этом смысле. Однако, рассуждать об этом я вряд ли могу, так как не столь глубоко разбираюсь в особенностях менталитета этих государств.
Но в заключение вернемся к семье. Опять-таки - вникать в воспитание, причины и следствия поступков, объяснять, приводить примеры - это тот же дополнительный труд. Проще наорать или дать леща, чтоб неповадно было. Родителями нужно учиться быть. Как и учиться всему новому. Не принебрегать литературой по психологии и развитию, фильмами на эту тему (есть потрясающе интересные и столь же полезные - одни "Звездочки на земле" чего стоят - целый клад полезных знаний, да еще снятый так, что смотришь, и не оторваться!) внимательно наблюдать за особенностями характера своего ребенка и анализировать. Активный от природы не будет часами сидеть над паззлами, как бы того не хотели спокойные родители. Принуждение и наказания в данном случае лишь катализатор дополнительных неприятностей. Можно поразмыслить и поискать безопасные варианты применения энергии - советов этому в интернете, библиотеках и книжных магазинах очень много. Но, бывает, слышу: "мне ничего такого не надо, я лучше всего знаю, как воспитывать своего ребенка". Аргумент из категории "Вау!". Человек сам лучше любого знает свое тело, но чтобы стать умелым гимнастом, надо изучать упражнения и терпеливо тренироваться, иначе можно пару раз как следует растянуть связки и на том остановиться. Важно помнить, что в большинстве случаев желание ударить - это всего лишь желание ударить. Реакция на раздражитель, где раздражителем выступают проступки ребенка или испуг за него. Трудно представить, что родитель без отклонений сознательно захочет причинить боль своему ребенку, даже и "за дело". Так что известное "семь раз отмерь" тут тоже очень даже действует. Считаем до десяти, вникаем и разбираемся. Времени будет затрачено не намного больше, чем на то, чтобы наподдать ребенку, а вот пользы получится в разы больше. Не говоря уже о сохранении уважения и доверия между родительями и детьми.
@темы: random
Хоть душу в ребенка вкладывай, хоть разрешай все подряд по-американски, хоть пори ремнем - все равно вырастет то, что заложено генетически.
Родители могут обожать своих чад или перекрывать им кислород - все равно однажды наступит момент, когда они должны будут выбирать свой дальнейший путь сами.
Почему у нормальных родителей, которые пальцем не тронули, желания исполняли и пылинки сдували, вырастает чадо, которое распинает кошек и вырезает из них, живых, внутренности?
Или вот - драли мальчика ремнем, а вырос он адекватным человеком и вообще профессором?
Воспитание облегчает жизнь родителям. И не более того. А дальше уж они сами - как генетика легла и какие друзья попались.
Да, заложенное с рождения, это оснонва. Но родители тоже многое формируют.
Есть еще элемент самовоспитания, но он не у всех работает.
И чаще уже начинает действовать в юношеском возрасте, а не в дестве.
Почему у нормальных родителей, которые пальцем не тронули, желания исполняли и пылинки сдували, вырастает чадо, которое распинает кошек и вырезает из них, живых, внутренности?
А скорее всего есть причины. Например - жизнь со сверхопекающими родителями. Это, бывает, действует в разы хуже, чем когда ребенок заброшен. Какая-то психологическая травма, от родителей не зависящая.
Например, один из самых кровавых маньяков Америки - Джон Гейси (www.diary.ru/~scally/p115518923.htm), который звески пытал, насиловал и убивал молодых мужчин в детстве сам был изнасилован родственниом.
Да, возможно, какая-то предрасположенность к жестокости была уже в нем зарожена, но могда не проявится, если бы не этот случай.
> Или вот - драли мальчика ремнем, а вырос он адекватным человеком и вообще профессором?
У некоторых людей сильно развит иммунитет к внушениям. Да, это уже генетическое.
Но чаще дети алкоголиков становятся алкоголиками. Или перенимают модель насилия в семье.
Хотя, не будь этих избиений ремнем, то могли бы стать профессорами, учеными, просто состоявшимися людьми.
Наверное, она имеет в виду как раз генетическую предрасположенность.)
Что касается наказания материальными благами - тут я тоже резко против. На меня и мою сестру это всегда имело только отрицательное воздействие. Вот собирались неделю в цирк, а тут сестра случайно чашку разбила или вдруг схватила тройку за контрольную - всё, никакого цирка, сиди дома и испытывай чувство вины! В итоге сестра сидит дома, глотает слёзы и думает только о цирке, никакого чувства вины за контрольную или чашку не испытывая.
Быть может, радикальные действия нужны, когда ребёнок сознательно-вредный, хамит, нарочно портит имущество, издевается над другими детьми и проч. Но когда он в целом существо мирное, послушное, учится хорошо и на досуге лепит зайчиков из пластилина - зачем на него обрушиваться за каждую оплошность? Зачем ревностно уничтожать любые "поползновения" вплоть до полного абсолюта? Моя мать пристрастилась наказывать компьютером, когда в средней школе меня к нему допустили. За любое неосторожно сказанное слово, недотянутую оценку, за всё, что угодно, следовало отлучение. Отлучали меня практически каждый день, и это не привело к тому, что я начала учиться на одни пятёрки и говорить толстовским слогом. Это привело к домашнему изготовлению отмычек из подручных материалов(для того, чтоб включить комп на определённой стадии, требовался специальный ключик), накопление денег на части оборудования от него(мышка и клавиатура, которые родители прятали), ну и, собственно, резко участившиеся неврозы и истеричные состояния.
Ещё очень часто доставалось за попытки свободы слова. Невозможно выразить своё мнение, недовольство, претензии - тебя тут же накажут за "хамство". О родителях разрешается иметь только одно мнение: родители всегда правы, а всё, что они делают - свидетельство великой любви и ведёт детей к светлому будущему. Родители не могут ошибаться. Родители не могут доставлять ребёнку неприятности. Если что-то не так - виноват исключительно ребёнок, что-то плохо в нём самом, а не в методах.
Мне проще объяснять на своём примере, если что)
Но, к сожалению, я - "дитя дьвола", как утверждает мать. С моей младшей сестрой обращались в десятки раз лучше, но, думаю, не только из-за этого она не утратила любви к родителям. Она сама по себе добрее и меньше заморачивается. А моей заветной мечтой в детстве было, чтобы родители разбились в автокатастрофе или что-то в этом роде, и тогда бы меня взяла к себе бабушка, и меня бы никто уже не бил, не унижал, не оскорблял постоянно.
Это, конечно. Да и в случайно сроненной чашке или схваченной тройке - какая вина?
О родителях разрешается иметь только одно мнение: родители всегда правы, а всё, что они делают - свидетельство великой любви и ведёт детей к светлому будущему. Родители не могут ошибаться. Родители не могут доставлять ребёнку неприятности. Если что-то не так - виноват исключительно ребёнок, что-то плохо в нём самом, а не в методах.
У меня это тоже активно позиционировалось. Но я как-то быстро поняла, что на самом деле родители вполне могут быть неправы.
И с тех пор, по сути, перешла на самовоспитание. Поэтому наши мнения очень редко совпадают.
Впрочем, конфликты по этому поводу возникают, предствать, до сих пор.
А вобще, очень жаль, когда такое происходит. Причем, часто, из-за банальных незнаний о психическом развитии ребекна. Или игнорирования этих знаний по принципу "я сам лучше знаю, теория - фигня". Наказания - лишь часть айсберга, и в большинстве случаев - маленькая, верхняя. А общие отношения в семье, мировоззрение, навязываемое ребенку... Я, вот, лет с тринадцати мечтала, чтобы родители развелись... Дважды большую глупость делала, хорошо, что у меня ничего не вышло с этим. Сейчас мое восприятие семьи в общем начало понемногу выправляться на примерах других.
а если говорить о постоянном физ. наказании за провинности? есть же семьи, где дети уже от одного вида папиного ремня без физ. его приминения на них ходят как шелковые.
соглашусь с Тананда как не вопитывай все равно что-то свое выростет. Воспитание носит коррективы, но потом где-то в подростковом возрасте и дальше уже сам "воспитываемый" решает для себя принимать их или послать лесом.
У меня воспитание закончилось где-то в 16 лет мама мне сказала "все я умываю руки делай что хочешь - теперь сама за себя ответственность несешь". Ни от того что она меня не любила, а просто ей наконец-то захотелось пожить своей жизнью для себя. И сейчас я считаю, что она очень мудро поступила, что решила не нянчится со мной аж до замужества и дальше. И позволила мне и нагуляться и самой в жизни определится и просто почувствовать себя свободной.
Я не удивлюсь, если ребенок однажды пошлет лесом не только воспитание, но и самого папу.
Но важны нюансы. )
К сожалению, тут же и обратный пример до чего мжет довисти именно беспричинное рукоприкладство - Гитлер... Его папаша драл сына как сидорову козу и что из этого выросло...
Но это именно примеры жестокостей, а не адекватного воспитания, слово "воспитание" там даже рядом не валялось. Просто родители садисты попались.
Не, я про Пола Гросса (он некоторое время жил с родителями в Англии, и там посещал школу). Была очень удивлена этим фактом. Британские учебные заведения столь суровы...
>хотя признаю, что иногда издерганному родителю хочется моментального результата
Просто родителями нужно учиться быть. Не принебрегать литературой по психологию и развитию. Но, бывает, слышу: "мне ничего такого не надо, я лучше всего знаю, как воспитывать своего ребенка". Вау. Опять-таки - вникать в воспитание, причины и следствия поступков - это тот же дополнительный труд. Проще дать леща, чтоб неповадно было. Я, помню, как мама пошла в магазин, а я осталась играть рядом, на улице. И там дорожка такая была - выложена плиткой. И идна плитка отошла сильно - вываливалась с краю. Я стала прилаживать ее на место - мало ли кто споткнется. Какая-то прохожя это видела, зашла в магазин, и там стала возмущаться, что какой-то ребенок разоряет плитку. Мама наподдала мне, даже ничего не удосужившись выслушать. Разумеется, такое не развивает в ребенке ни доверия, ни уважения к родителям. А если такие случаи носят постоянный характер? Вот и выходит.
*Lane*
Садистские наклонности я даже и не рассматривала. Больше - "методы воздействия", которые родители искренне считают пользой и исправлением для ребенка. А эти случаи - страшно. И что-то подсказывает мне, что адекватных людей в такой ситуации вырастет очень мало...
Да, можно.
Да без проблем!
спасибо большое)
Пожалуйста!
Не знаю, загляднут ли они еше в этот пост, поэтому отвечу - вот тут все про них написано - the-best-of-thebest.diary.ru/ . )
У нас с мамой разница в 40 лет. Она родилась после войны. Оттуда эти воспитательные меры.
Скажу что били меня до 15ти постоянно. И даже в 24 я могу споймать серьёзную оплеуху.
Ничего кроме страха и неуверенности в себе и злости к тем кто подымает на меня руку не вышло.
Хотя впрочем... школа с отличием 2 колледжа с отличием универ с отличием. кмс по гимнастике. кмс по спортивной стрельба. 10 лет художественной школы. 3 года в кадетском корпусе. Впрочем мне это и без битья нравилось. а если и толкало быть самой самой... стоило ли это всё этого?
В 24 года у меня истерики когда на меня просто хотя бы кричат и судорги. А когда на работе кто то подходит со спины я вздрагиваю и закрываюс руками. Смотрится это шокирующе. Так что пост ваш мне очень понравился. Спасибо.
У меня среди знакомых похожая ситуация. Чуть постарше меня знакомая.
Колледжи и все достижения - они не зависят от того, били человека или нет. Они зависят от потенциала самого человека и возможности его реализовать. Ваш потенциал оказался очень велик. И чем увереннее человек чувствует себя в детстве, тем успешнее реальзуется. Ну и разумеется, остается более уверенным и спокойным в дальнейшем. А нервозность и все прочее постепенно пройдет (вы ведь знаете причину), когда прекратятся оплеухи, и над вами не будет постоянно висеть возможность получить ее в любой момент.
Scally, к сожалению, это так просто не проходит, а то бы психологи без работы остались... У меня вот есть некоторые страхи - они не связаны с битьём, но идут из детства, я вот вроде бы их преодолела волевым усилием, а они всё равно возвращаются. Просто это на подсознательном уровне, и доводы рассудка не очень помогают
А если вернуться к теме воспитания, то я тоже против битья. Если придерживаться той точки зрения, что всё равно вырастет то, что заложено, то это тем более бессмысленно. Однако отрицать тот факт, что произошедшие в детстве события влияют на дальнейшую жизнь, тоже не стоит. И, конечно, можно вырасти замечательным человеком, даже если тебя лупили в детстве, и все будут думать про тебя, как ты хорош, но не знать, как тебе плохо и страшно внутри себя. Тем более, подавляющее большинство родителей, когда орут и бьют своего ребёнка, не особо думают в этот момент о его благе. Просто не могут сдержать эмоции, не знают, как иначе ему объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Деть не хочет кушать вкусной манной каши,
Будит среди ночи, разбивает чашки,
Треплет на кусочки важные бумажки,
Обрывает шторы, тянет в рот таблетки
А вчера свалился на пол с табуретки!
Целый день играет, сыт, одет, напоен,
И при этом вечно чем-то недоволен!
...Кто там сеет в кухне геркулеса хлопья?!
Вот сейчас КАК РЯВКНУ, И КА-А-АК ДАМ ПО ПОПЕ!!!